Легенды

                                     Лаваш в Армении — важная форма национального самоопределения и мудрости народа. Название “лаваш”, в основе которого глагол las (делать) и dough (паста), — аккадского происхождения. Армяне, большие мастаки по части интересных историй, основанных скорей на фантазии, нежели на исторических фактах, сложили немало сказок и легенд также о лаваше. Одна из самых известных восходит к языческим временам. На бракосочетании Бога войны Ваагна с богиней любви Астхик, гласит легенда, самый почетный гость, Бог всех Богов, Арамазд кладет на плечо невесты белый лаваш. По дороге ко дворцу лаваш падает с плеча Астхик, но взволнованная невеста не замечает этого. Раздосадованный Арамазд говорит Астхик: “Та, что роняет хлеб на землю, не может быть женой и матерью”. Свадьба была отменена, а Ваагн и Астхик так и не поженились, оставшись до конца дней своих любовниками… С тех пор класть лаваш на плечо невесты стало традицией.

Еще одна история уносит нас во времена древнего царства Урарту. Арам, царь Урарту, был взят царем Ассирии в плен. И говорит ассирийский царь Араму: “Ты будешь голодать 10 дней, а на 11-й мы будем с тобой состязаться в стрельбе из лука. Победишь меня — отпущу на волю. На следующий день Арам просит заслать гонцов в свой лагерь и доставить оттуда его доспехи. Его воины догадываются, что все это неспроста и тут кроется какая-то загадка. Всю ночь напролет они проводят в раздумье. Наутро ассирийские гонцы доставляют доспехи Арама, не подозревая о том, что внутри колчана спрятан тонкий лист лаваша. Арам берет колчан и говорит, что ему нужен другой, более красивый. Ассирийцы вновь отправляются в лагерь противника. Но и на сей раз им не удалось угодить Араму… Девять дней ассирийские воины ходили туда и обратно, не зная о том, что в колчане доставляют царю лаваш. На 11-й день Арам поверг своего врага и, вернувшись в Урарту победителем, издал приказ: печь только тонкий лаваш.

Comments are closed.